(15 лет спустя)

Предусматривалось взаимоувязанное развитие всех видов транспорта с учетом организации единой системы транспортного обслуживания населения и грузовых перевозок; полное отвлечение транзитных грузовых и в значительной степени пассажирских перевозок от центральной части транспортного узла; создание единой системы скоростного городского и пригородного транспорта в виде линий метрополитена и железных дорог, обеспечивающих обслуживание всей территории города и надежную связь с пригородной зоной; развитие всех видов транспорта на базе последних достижений науки и техники с дальнейшей модернизацией подвижного состава и высоким комфортом перевозок пассажиров.

Особо подчеркивалась необходимость достижения слаженности и четкости работы городского и пригородного транспорта с целью повышения удобств для населения и максимального сокращения времени на передвижение, с уменьшением числа пересадок; завершения формирования радиально-кольцевой системы метрополитена, состоящих из семи диаметральных и одной кольцевой линий, с доведением ее общей протяженности до 320 км и создания трех наземных железнодорожных диаметров (Курско-Октябрьского, Савеловско-Смоленского и Рижско-Горьковского) на базе существующих направлений и увеличения количества главных путей на большинстве направлений с комплексным развитием и реконструкцией головных вокзалов, пересадочных узлов и предприятий железнодорожного транспорта.

Имелось ввиду также значительно развить сеть и увеличить провозную способность автобусных и троллейбусных линий, в частности путем широкого использования автобусов большой вместимости для экспрессных сообщений, расширить и технически усовершенствовать сеть трамвайных линий, в основном в периферийной части города, со снятием отдельных линий в центральных районах города на направлениях, где трамвайное движение затрудняет пропуск автомобильного транспорта.

Важнейшим мероприятием, намеченным Генеральным планом, является создание системы городских скоростных дорог большой пропускной способности, включающей МКАД и четыре новые скоростные дороги, обеспечивающей быстрое и удобное сообщение внутри города и отвлекающей транзитные потоки от его центральной части, развитие единой системы городских улиц и транспортных магистралей на основе сочетания исторически сложившейся радиально-кольцевой уличной сети с новой прямоугольной сетью улиц и дорог.

Линии городского внеуличного пассажирского транспорта в утренние и вечерние часы перегружены пассажиропотоками, наполняемость вагонов метрополитена достигает в ряде случаев 300 человек при норме 170 человек на вагон. Из 12 существующих линий метрополитена 8 практически исчерпали свою провозную способность.

В условиях перегрузки пригородными и городскими пассажиропотоками работают Ярославское, Горьковское, Павелецкое и Курское направления Московской железной дороги. Отсутствие необходимых диаметральных линий и выход основной массы пассажиров на тупиковых вокзалах еще более усугубляет положение.

В предстоящее двадцатилетие жилищное строительство будет продолжаться не только в современных границах города, но и выйдет за границы МКАД на резервные территории в ЛПЗП.

Важнейшей задачей является всемерное ускорение развития таких скоростных видов внеуличного пассажирского транспорта, какими являются метрополитен и железные дороги, проходящие по территории города, что требует их существенной модернизации.

Решая эту задачу, надо прежде всего осуществить комплекс мероприятий по развитию и реконструкции головных вокзалов, пересадочных узлов и предприятий железнодорожного транспорта, завершить создание железнодорожных диаметров и использовать Малую окружную дорогу для пассажирских перевозок.

Большую роль в Москве должны играть скоростные виды транспорта со средней провозной способностью, имеющие сравнительно низкую капиталоемкость. Это скоростной трамвай и экспресс-автобус. Они должны органически дополнить линии метрополитена, соединяя его станции с крупными жилыми районами на направлениях, обладающих устойчивым пассажиропотоком. Строительство указанных линий необходимо начинать уже в настоящее время, в особенности в районах, где строительство метрополитена в ближайшие годы не предусматривается.

Намечено строительство двух сквозных линий, проходящих через центр города: Тимирязевско-Серпуховского и Люблинского радиусов. Тимирязевско-Серпуховской диаметр соединит северные жилые районы Лианозово, Бибирево, Отрадное с южными районами Волхонка-ЗИЛ, Чертаново, Красный Строитель. На севере конечной станцией Тимирязевского радиуса метрополитена будет станция «Лианозово». В центральной части города эта линия пройдет от Савеловского вокзала до станции «Новослободская» и далее через станции «Цветной бульвар», «Пушкинская», «Боровицкая», «Третьяковская» к станции «Добрынинская» Серпуховского радиуса. Протяженность этого радиуса составит 19.7 км и будет насчитывать 11 станций.

Обе очереди Тимирязевского радиуса должны быть построены в двенадцатой пятилетке – это от станции «Боровицкая» до станции «Новослободская», от станции «Новослободская» до станции «Отрадное» протяженностью соответственно 3.5 и 11.6 км. Третья очередь будет вводиться в тринадцатой пятилетке от станции «Отрадное» до станции «Лианозово» – 4.6 км.

Серпуховской радиус будет иметь 12 станций, причем 11 уже построены в одиннадцатой пятилетке – это участок от станции «Серпуховская» до станции «Пражская». В двенадцатой пятилетке намечено построить участок линии от станции «Пражская» до станции «Красный Строитель» протяженностью 3.4 км.

Люблинская линия соединит центр города с районами Дегунино, Орехово-Борисово, Бирюлево Западное и Заречье. Первую очередь предполагается построить от станции «Курская» до станции «Шарикоподшипниковская» длиной 6.9 км с четырьмя станциями. Вторую очередь – участок от станции «Шарикоподшипниковская» до станции «Люблино» – 6.8 км с тремя станциями; от станции «Курская» до станции «Сущевский вал» – 5.8 км с четырьмя станциями и от станции «Сущевский вал» до станции «Лихоборы» – 8.6 км с четырьмя станциями.

В Северное Богородское в двенадцатой пятилетке должна быть продолжена Кировско-Фрунзенская линия протяженностью 3.9 км с двумя станциями – «Локомотив» и «Улица Подбельского». В тот же период предполагается продлить Калужско-Рижскую линию от станции «Беляево» до станции «Битцевский парк» протяженностью 6.7 км. Это обеспечит жителей Теплого Стана, Ясенева и Северного Чертанова надежным и удобным видом транспорта.

В дальнейшем возможно будет начать строительство Большого кольца, станции «Калужская» и «Каховская» соединятся линией протяженностью 5 км.

Должна быть также продлена Фрунзенская линия от станции «Юго-Западная» до депо Дудники – 5 км. Замоскворецкая линия до станции «Промзона» – 2.6 км и начато строительство новой линии метрополитена из района Митино в Бутово.

В период до 2000 г. было бы целесообразно выполнить еще ряд работ по развитию линий метрополитена, а именно:

— удлинить Калининско-Арбатский диаметр, на востоке до г. Реутова (6 км) и на западе до г. Солнцева с ответвлением в Очаково и Матвеевское (14 км);

— построить ответвление от Калужско-Рижской линии до станции «Лосиноостровская» (2 км);

— продлить Кировский радиус в районы Измайлово и Гольяново (10 км);

— удлинить Горьковский радиус от станции «Речной вокзал» до платформы Левобережная Октябрьской железной дороги (6 км);

— продлить Филевский радиус от станции «Кунцевская» до платформы «Рабочий поселок» Смоленского направления Московской железной дороги (3 км) и от станции «Молодежная» до Крылатского (3 км);

— продлить Фрунзенский радиус от станции «Юго-Западная» до Ленинского проспекта (3 км);

— построить линии из юго-восточной части города и района Марьино-Люблино в центр города (20 км);

— удлинить Серпуховский радиус от станции «Красный Строитель» до Бутова (15 км).

В этом случае общая протяженность линий метро может составить свыше 300 км.

За прошедшие годы с момента утверждения Генерального плана развития Москвы были осуществлены значительные работы по развитию железнодорожной сети, строительству дополнительных путей, развитию сортировочных станций и реконструкции электродепо.

К сожалению, темпы развития и реконструкции Московского железнодорожного узла недостаточны, что приводит к серьезным трудностям в обеспечении перевозок. До сих пор не решена задача полного отвлечения транспортных грузовых и в значительной мере пассажирских перевозок от центральной части узла. Малая окружная дорога, проходящая в черте города, все еще используется для транзитных грузовых перевозок.

Из-за ограничения технических возможностей железные дороги крайне недостаточно используются для внутригородских перевозок.

В предстоящий период развития Москвы в связи с отставанием строительства новых линий и станций метрополитена в качестве одной из главных задач становиться обеспечение максимального использования железных дорог для перевозок населения из периферийных районов города и резервных территорий, намечаемых к освоению в 1986 – 2000 гг.

С целью повышения роли железных дорог в осуществлении внутригородских пассажирских перевозок в 1986 – 2000 гг. следует провести серьезную реконструкцию Московского железнодорожного узла со строительством дополнительных путей на Павелецком, Курском, Горьковском, Ярославском, Ленинградском, Савеловском и Киевском направлениях с развитием и реконструкцией всех головных вокзалов, пересадочных узлов, технических станций с совершенствованием системы организации и управления пассажирскими перевозками.

Следует отметить, что в настоящее время научно-исследовательскими и проектными институтами ведется активный поиск по созданию новых видов транспорта (монорельсовые дороги, скоростные системы на электромагнитной подвеске и т. п.), однако до реального воплощения этих видов транспорта пройдет еще немало времени, и поэтому главная задача состоит в максимальном использовании железных дорог.

Серьезное улучшение транспортного обслуживания москвичей станет возможным при использовании Малого кольца Московской железной дороги с организацией съездов с него на радиальные направления Московской железной дороги с устройством пересадочных узлов на другие виды транспорта, и в первую очередь на метрополитен.

Завершаемый в настоящее время комплекс работ по переводу пригородно-городского движения на 12-вагонные электропоезда, разработка и внедрение на наиболее загруженных направлениях новых, прогрессивных систем автоблокировки и ряд других организационно-технических мероприятий позволят увеличить провозную способность линий на 15-20 % и на ближайшие годы обеспечить возрастающие перевозки пассажиров. Одновременно сооружаемые многопутные подходы будут способствовать увеличению скорости поездов.

Однако проблема перевозок населения железнодорожным транспортом до 1990 г. и на более отдаленные сроки решится лишь при значительном увеличении размеров движения на головных участках железных дорог, что может быть достигнуто за счет строительства дополнительных путей с одновременной реконструкцией головных пассажирских станций, мотор-вагонных депо и других объектов.

Следует с удовлетворением отметить, что Министерство путей сообщения разработаны мероприятия по повышению провозной способности головных пригородных участков Московской железной дороги до 1990 г., осуществление которых позволит в основном решить проблему транспортных перевозок из резервных территорий.

Настоятельно требуются реконструкция Садового кольца с устройством намеченных транспортных развязок, завершение строительства третьего кольца, реконструкция шоссе Энтузиастов, Ярославского шоссе, Волгоградского, Ленинского, Ново-Кировского и Пролетарского проспектов, а также строительство дублеров Волгоградского проспекта и Варшавского шоссе. Необходимо также приступить к строительству основных скоростных дорог: Ховрино – Борисово, Очаково – Мытищи, Теплый Стан – Владычино, Татарово – Бирюлево.

Вместе с тем большое значение будет иметь реконструкция автомобильных дорог общегосударственного значения: Москва – Ленинград, Дмитровского шоссе, а также автомобильной магистрали, протянувшейся из столицы на юг, Москва – Кашира.

Большие объемы дорожно-мостового строительства предполагаются в связи с освоением резервных территорий за границей МКАД. Планируется строительство крупных магистралей в пределах города на юг для доставки пассажиров к станциям метро Калужского и Серпуховского радиусов, а также к Курскому и Павелецкому направлениям Московской железной дороги. Предполагается также реконструировать Боровское шоссе для подвоза пассажиров к станциям метро Кировско-Фрунзенского и Арбатско-Покровского радиусов.