(наиболее интересные планы развития)

Генеральным планом развития Москвы 1971 года намечено строительство в будущем еще двух новых сквозных линий, проходящих через центр города (диаметров) : Тимирязевско-Серпуховского и Калининско-Арбатского.

Тимирязевско-Серпуховской диаметр соединит северные жилые районы Дегунино, Лианозово, Отрадное с южными районами Волхонка-ЗИЛ, Чертаново, Красный Строитель. Эта трасса проектируется на севере в направлении Тимирязевского проспекта, а на юге – вдоль Варшавского шоссе. На севере конечной станцией Тимирязевского радиуса метрополитена будет станция «Марк», расположенная рядом с одноименной станцией Савеловского направления Московской железной дороги. Здесь предусматривается создать удобный пересадочный узел, около которого пройдут также городские и пригородные маршруты наземного общественного транспорта.

В центральной части города Тимирязевско-Серпуховской диаметр пройдет от Савеловского вокзала до станции «Новослободская» и далее через Трубную площадь, площадь Пушкина, станцию «Библиотека имени Ленина» до станции «Добрынинская».

Калининско-Арбатский диаметр соединит восточные районы Перово и Новогиреево с западными районами Очаково, Матвеевское и районами, прилагающими к Мичуринскому проспекту и Мосфильмовской улицы. В восточной части города Калининский радиус на значительном участке пройдет в направлении шоссе Энтузиастов. У платформы «Новая» Рязанского направления Московской железной дороги предусматривается сооружение пересадочной станции этого радиуса метрополитена.

В центре города Калининско-Арбатский диаметр пройдет от станции «Таганская» до станции «Библиотека имени Ленина» и далее с использованием действующей линии метрополитена к станции «Киевская». В более далекой перспективе Калининско-Арбатский диаметр намечается удлинить на востоке до города Реутов, а на западе – в город Солнцнво.

Новым Генеральным планом развития Москвы намечается также продление существующих линий метрополитена:

Рижского радиуса от станции «ВДНХ» в район Свиблово, Бабушкин и Медведково с ответвлением линии к станции Лосиноостровская Ярославской железной дороги;

Замоскворецкого радиуса от станции «Каширская» в районы Ленино и Борисово, с устройством пересадки со станции метрополитена на станцию Царицыно Курского направления Московской железной дороги;

Горьковского радиуса от станции «Речной вокзал» до платформы Левобережная Октябрьской железной дороги;

Кировского радиуса от станции «Преображенская» в направлении Большой Черкизовской улицы и Щелковского шоссе в районы Измайлово и Гольяново, с устройством в будущем ответвления в Богородское и Метрогородок;

Филевского радиуса от станции «Кунцевская» до платформы «Рабочий поселок» Смоленского направления Московской железной дороги;

Фрунзенского радиуса от станции «Юго-Западная» до Ленинского проспекта.

В Генеральном плане города предусматривается строительство следующих скоростных дорог хордового направления: Ховрино – Борисово, Очаково – Мытищи, Теплый Стан – Владычино, Татарово – Бирюлево.

Во внешней зоне Московской области предполагается создание системы автомобильных дорог, проходящих в обход Москвы для отвлечения на них потоков транспорта, не связанных с Москвой и пригородной зоной. Эти дороги будут иметь продолжение за пределами Московской области и связывать между собой ближайшие к Москве областные города, например, направление Калинин – Волоколамск – Можайск – Калуга или направление Владимир – Шатура – Кашира – Тула.

В новом Генеральном плане в целях повышения удобств для населения столицы и пригородной зоны, снижения концентрации пассажиров на пассажирских вокзалах в Москве и ограничения развития пассажирских станций в центральной части города предусматривается соединение тупиковых линий в железнодорожные диаметры. К расчетному сроку намечено создать Савеловско-Смоленский, Курско-Октябрьский и Рижско-Горьковский наземные железнодорожные диаметры. В Генеральном плане предусматривается возможность организации в отдаленной перспективе двух подземных железнодорожных линий, проходящих через центр в тоннелях.

Наряду с этим по мере развития сети метрополитена будут создаваться удобные пересадочные станции на пересечении железных дорог с метрополитеном.

Возьмем к примеру Рижское и Горьковское направления железных дорог. В настоящее время по этим направлениям существуют три пункта пересадки на метрополитен. Создание Рижско-Горьковского диаметра позволит пассажирам совершать такую пересадку в восьми пунктах (Тушино, Ленинградская, Дмитровская, Ржевская, Каланчевская, Курский вокзал, Застава Ильича, Реутов), а также проехать без пересадки из северо-западных районов Москвы и пригородной зоны в восточную часть города.

Особое значение для Москвы имеет сооружение в будущем Восточного судоходного канала, которое предусмотрено в Генеральном плане.