Запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ) – это специальные приспособления механического типа, которые препятствуют несанкционированному доступу к собственности и помогают визуально установить факт вмешательства, в случае вскрытия груза. Они используются при перевозке ценностей посредством авиа, железнодорожного и автомобильного транспорта.

Разновидности ЗПУ

Для каждого вида транспортировки разработаны специальные приспособления. При перевозке автотранспортом используется четыре типа пломб:

  1. Тросовые;
  2. Металлические;
  3. Болтовые;
  4. Специальные.

Первые три типа применяются для опломбирования машин и фургонов. Металлические пломбы также могут использоваться для топливного бака, а с помощью тросовых изделий можно предотвратить несанкционированный доступ к цистернам и рефрижераторам.

На современном рынке пломбировочных устройств имеется три вида ЗПУ, отличающихся по уровню механической защиты, которые используются при автомобильных перевозках.

  • Усиленно-силовые. Они выдерживают разрывную силу более двух тонн.
  • Силовые. Эта разновидность предотвратит доступ при усилении разрыва от тонны до двух.
  • Обычные. Выдерживают разрывную силу от ста килограмм до тонны.

Информацию о них можно найти на сайте http://mosplomba.ru.

Применение

ЗПУ может быть установлено только компанией, которая обеспечивает перевозку груза. Его закрепляют в специальных местах для препятствия доступа через дверцы, крышки и люки автотранспорта. Способ установки запорно-пломбировочных устройств зависит от вида механизма.

  • Тросовые состоят из металлических тросов различной длины и ширины и блокирующего замочка. Подвижную часть пропускают через ручки или штанги. Затем он фиксируется в замковом механизме.
  • Металлические – это устройства, состоящие из закрывающейся замковой части, проволоки или шпагата, которые пропускаются через ручки автотранспорта. Фиксирующую часть замка можно захлопнуть лишь однажды.
  • Болтовые изделия состоят из стержня и фиксирующей шляпки. Устройство пропускается через «ушки» на дверях. Затем стержень фиксируется шляпкой. При этом можно услышать щелчок. Это означает что изделие установлено правильно и обратный ход шляпки невозможен.
  • Специальные устройства имеют форму шпилек. Они состоят из металлического прута загнутого с одной стороны. На конце устройства имеются специальные отверстия, в которые вставляются фиксирующие элементы. Их можно устанавливать только на контейнеры, снабжённые двумя штангами.

Контроль сохранения целостности ЗПУ

Каждое запорно-пломбировочное устройство имеет специальный номерной код, который необходимо регистрировать в книге учёта при установке. В большинстве случаев для контроля целостности ЗПУ достаточно провести визуальный осмотр изделия. Необходимо убедиться, что устройство не имеет склеек, механических повреждений, разрывов или разрезов подвижных элементов, спаев в области запорного механизма. Затем нужно сверить уникальный код с тем, который вносился в книгу учёта, для подтверждения отсутствия замены пломбы.

При обнаружении одного или нескольких признаков вскрытия, а также в случаях наличия разрушения, необходимо собрать уполномоченных лиц комиссии, а затем снять пломбирующее устройство. Для отчётности нужно составить акт, который подтверждает несанкционированный доступ. Он заполняется в форме произвольного документа.