Секреты и тонкости ценообразования на рынке грузовых автомобильных перевозок.

(от простого к сложному)

 

Лет 15 назад, обсуждая со своим товарищем, отучившимся на Гавайях и в Токио, формирование ставок грузоперевозок в мире – мы пришли к одному любопытному выводу.  Они (ставки) подчиняются каким-то своим, зачастую местным, закономерностям, но ни у кого не возникало мысли систематизировать и вывести единую формулу ценообразования. Мой товарищ был уверен, что она должна существовать, просто людям бывает достаточно небольшого фрагмента этой формулы, чтобы наладить работу, а дальше им просто лень думать. Отчасти — правда.

Холдинг «Альбатрос», где я работал директором транспортной компании, «почил в бозе». Возникло время и желание вернуться к брошенной когда-то задаче. Начинал один, затем присоединился мой друг, капитан дальнего плавания, затем программист, ещё один мой друг – специалист по рынкам и аналитик. По дороге компанию нам составляли СЕО, программист 1-С, бухгалтер, дизайнер – в результате получился транспортный портал и компания «Чес(т)нок». Намерены поделиться со специалистами и неспециалистами в области грузовых автоперевозок результатами проделанной работы. Как всё движется в жизни и какие результаты выдаёт легко можно увидеть на нашем портале, здесь-же, в статье, попробуем изложить в общих чертах сам алгоритм и шесть его разделов.

Итак — о секретах и тонкостях (или из чего всё складывается J)

  • «Коэффициент маршрута».  Все маршруты в мире условно можно расположить в т.н. диапазоне «коэффициента загруженности маршрута» от 0,99 до 1,99. Что это означает? Если Вы куда-то что-то везёте на грузовом автомобиле, в точке выгрузки нужно будет решать, как Вы будете возвращаться обратно домой. Перечень возможностей небольшой. От лучшего: найду обратный груза сразу, что как раз и соответствует коэффициенту 0,99, до худшего: точно не найду и еду домой пустой, что соответствует коэффициенту 1.99. Грубо говоря, любому маршруту в любой стране соответствует цифра, лежащая между 0,99 и 1,99. Коэффициент может незначительно меняться в зависимости от сезона или каких-то других вводных, но ОН СУЩЕСТВУЕТ. С него мы и начинаем сложную формулу.

 

  • «Издержки».  Их можно разделить на «прямые» и «добавочные».  В зависимости от страны расчёта, издержки несут в себе небольшие различия, но в целом сохраняют строгую иерархическую структуру. К прямым относим: амортизацию ТС, текущие и капитальные ремонты, ТО-1 и ТО-2, зарплату наёмного водителя, налоги, лизинговые платежи, оплату за дороги, смену колес, страхование, расход топлива и т.д. Точно зная марку и модель грузовика, год выпуска, стоимость ремонтов, стоимость ТО, зарплату водителя и остальные цифры – выводим «прямые» издержки и включаем их в формулу. «Добавочные» издержки зависят от веса и объёма груза. Они увеличивают расходе топлива, скорость доставки и ещё несколько параметров. Сложив все суммы издержек, мы получим «полные издержки» доставки.

 

Итак, у нас есть «коэффициент маршрута» и «полные издержки» доставки.

  •  «Рентабельность». Исторически и логически сложилась зависимость – чем дальше мы везём груз, тем меньшую рентабельность мы можем себе позволить для прибыльной работы компании. Эта зависимость не совсем линейная, мы долго к ней подбирались и вычислили. Рентабельность вошла в формулу наряду с остальными разделами.

 

  •  «Время доставки» груза. Машина зарабатывает деньги тогда, когда едет. Когда стоит – проедает. Аксиома. Поэтому перевозчику очень важно знать, сколько рабочих часов в месяце машина едет, сколько обслуживается, сколько стоит под погрузкой/выгрузкой. Время доставки сильно зависит от страны расчётов, но в целом правило подчиняется конвенции по труду и отдыху водительских экипажей и страновым обычаям выделенного времени на погрузку/выгрузку.

 

  • Ещё один важный фактор – понятие «догруза».  Мы можем везти наш груз в отдельно взятом транспортном средстве, а можем доукомплектовать транспортное средство большей вместимости и грузоподъёмности. Во втором случае появляется риск опоздания доставки и повреждения груза. Если нас это не пугает – мы сильно экономим на стоимости доставки. И такая опция тоже предусмотрена в наших расчетах.

 

Для завершения описания введём понятие «сложного рейса». Сложный рейс состоит из множества простых (из А в Б), в каждом из которых выгружается или догружается часть груза, теряется время на разгрузку/выгрузку и увеличивается расстояние доставки конечного груза. В результате начинают меняться сразу все показатели, формула кратно усложняется. Нерешаемого ничего нет –  и мы научили систему распознавать и пересчитывать «сложный рейс».

 

Таким образом формула расчёта ставок автомобильных грузоперевозок для любой страны мира состоит из шести больших разделов: «коэффициента маршрута», «полных издержек», «рентабельности», «времени доставки», «догруза» и «сложного рейса». Каждый из разделов в свою очередь содержит от 5 до 10 зависимостей, формирующих конечную базовую цифру.

А теперь, зачем и кому все это интересно. Не секрет, что 75% автопарка России это Индивидуальные Перевозчики. Они сами решают куда и за какие деньги ехать.  И зачастую обходятся без услуг логистов. Но мир не стоит на месте. Кризисные явления, поглощения и укрупнения парков, рост расходов, обострение конкуренции и налоговой нагрузки не прощают ошибок. Обман или задержки в расчетах с перевозчиками и автотранспортными компаниями способны обанкротить любое предприятие. А значит для рентабельной работы автотранспорта необходимо выполнение сразу нескольких условий: оптимальная загруженность транспорта по весу и объёму, справедливая цена на перевозку, сокращение текущих расходов, упрощение и автоматизация документооборота, страхование грузов и своевременный и гарантированный расчет со стороны грузоотправителей.  Современные проекты в области гражданских автоперевозок (Uber, Gettaxi, Яндекс.такси) уже решили вопрос полной автоматизации процесса, устранения посредников и снижения цены. Но в сфере грузоперевозок не все так просто, больше участников, выше риски, сложнее документооборот.  Рано или поздно грузовой Uber будет создан (аналог уже есть – Convoy). Это означает только одно – программа сама должна будет определять стоимость перевозки, время доставки, генерировать документооборот и быть дружественной ко всем участникам процесса. Что тогда на данном этапе мы попытались сделать?  Решить хотя-бы часть задач из общего списка и дать Вам возможность:

А) Иметь чёткое представление о системе и порядке формирования справедливых ставок, когда грузоотправитель и грузоперевозчик будут работать с ожидаемой рентабельностью;

Б) Рассчитать такую ставку для 27 миллиардов простых и сложных маршрутов по России, Беларуси и Казахстану;

В) Уточнить ставку применительно к выбранной марке и модели грузовика и перевозимого груза. Или система сама предложит оптимальную категорию транспорта с учётом веса и объёма груза;

Г) Рассчитать с точностью до рубля «прямые издержки» по выбранной машине;

Г) Выбрать любой из маршрутов и за доли секунды получить 8 параметров и наглядную карту рейса с деталями;

Д) Для перевозчиков: зарегистрировать свой транспорт и прямо с карты принимать заявки на перевозки;

Е) Для грузоотправителей: зарегистрироваться и размещать любые грузы в таблице и на карте одним нажатием кнопки, предложения по срокам и условиям доставки;

Ж) После акцепта заявки система автоматически заполнит и сформирует необходимый пакет документов на перевозку.  Остается только их открыть и распечатать.

Что все это дает?  Как и любая автоматизация в современном мире это дает возможность сократить расходы грузоотправителей и перевозчиков на логистику, оптимизировать автоперевозки и оздоровить конкуренцию.

Что мы предлагаем на данном этапе.  Готовый продукт в виде транспортного портала. Любая транспортная или грузовладельческая компания, частный перевозчик или экспедитор могут заказать у нас свой собственный транспортный сайт с набором опций для автоматизации процесса логистики, экономии времени и расходов, гибким набором функций и адаптацией под любые парки, типы машин, районирование и виды грузов.  Продукт может быть привязан и применен к любой стране мира под любые карты дорог. Процесс от момента заказа портала до его финального запуска занимает короткое время.

Мы упрощаем жизнь.